2 5 месяца ребенку слова

Развитие речи ребенка в 2 месяца Окончание периода новорожденности

Упорядоченность жизни необходима как условие его здоровья и развития, в том числе — речевого. Напомним: первый год жизни ребенка — подготовительный этап развития речи.

Почему новорожденный кричит?

На 2 месяце жизни плач и крики по-прежнему остаются основным способом привлечения внимания окружающих: так малыш «сообщает» о своем физическом состоянии.

Во время плача ребенок слышит собственный голос в диапазоне звуков человеческой речи. Ученые установили, что при крике возникают те же нервные импульсы в органе слуха, что и при восприятии речи. Речеслуховые и речедвигательные зоны мозга малыша в этот момент активизируются и готовятся к овладению в ближайшем будущем более сложными функциями (воспроизведению членораздельных гласных, а затем согласных звуков родного языка).

Следовательно, крик ребенка — это его первая «речевая акция». Если учесть, что в крике запрограммированы интонационные составляющие, то его можно назвать первым проявлением эмоциональной реакции малыша на внешнюю среду (на взрослого, его речь, пение, на зрительные стимулы и т. п.).

Эмоциональная окраска детского крика, совпадая с ситуацией, дает взрослому возможность понять суть дискомфорта: ребенку жарко или холодно, голодно или скучно и т.п. Мама должна научиться понимать по внешним признакам и по интонациям крохи, почему именно он плачет.

Но крик крику рознь. Постоянный надрывный плач блокирует области центральной нервной системы малыша, отвечающие за развитие речи. Взрослые не должны допускать долгого надрывного плача. Он негативно влияет на общее и речевое развитие младенца.

Общение с малышом

Если родители не заметили у ребенка на 2 месяце жизни улыбки, значит, они мало улыбались ему, мало уделяли внимания, мало ласкали.

Душевное состояние крохи имеет не меньшее значение, чем физическое, потому что он рожден человеком и социализация — вхождение в общество людей -является непременным условием его существования. Взрослые обязаны создать для ребенка соответствующую развивающую среду:

  1. Продолжать развивать зрение. Стимулировать зрительные ориентировочные реакции на демонстрацию игрушек (предметов). Обогащать показы звуковыми стимулами.
  2. Создавать поисковые ситуации на звуки. Побуждать малыша к действиям, связанным с установлением источника звука.
  3. Развивать голосовые реакции ребенка, создавая специальные ситуации.
  4. Продолжать обогащать окружающую среду, включая в показы различные по тембру звуковые игрушки (металлофон, бубен, барабан, погремушка, ложки, трещотки, колокольчики).
  5. В короткие отрезки бодрствования класть малыша на живот, стимулируя удерживание головки, побуждающее ребенка оглядеться и «заинтересоваться» ближайшим окружением.

Особую роль играет эмоциональное общение с малышом. Взрослый взаимодействует с ним, придавая общению яркую социальную направленность. Он постоянно улыбается крохе, наклонившись над ним, нежно поглаживает, ласково разговаривает, побуждая ребенка «отвечать» улыбкой. Если между взрослым и ребенком устанавливается такой контакт, то очень скоро малыш начнет произносить короткие гортанные звуки («кхы», «гы»), в которых уже начинают «вырисовываться» звуки речи «г-г-г», «га-га», «гу-гу» и т. п. — первые речевые реакции, так называемое гукание.

Первое гукание может возникнуть уже в начале 2 месяца. На протяжении всего 2 месяца речевые возможности крохи совершенствуются. Умение общаться с ребенком приходит к родителям, которые вдумчиво относятся к этому и понимают задачи, стоящие перед ними.

Многие мамы не понимают, о чем можно говорить с младенцем, что ему рассказывать, как осуществлять речевое общение. На втором месяце жизни речевые «пассажи» взрослого могут быть более объемными, желательно чтобы они включали в себя звуки гукания самого ребенка. Это — пестушки, сопровождаемые ласковыми прикосновениями к малютке (массажи, пассивные игровые движения еще не рекомендуются).

Приведем для примера речевые образцы, составленные по народным мотивам.

Развитие речи в 2 месяца

Задачи речевого развития

  1. Продолжать формировать ситуации, побуждающие ребенка реагировать на человеческий голос, отличая его от других звуков (музыка, шумы).
  2. Разговаривать с ребенком, интонационно обогащая свою речь.
  3. Способствовать развитию речевого слуха. Побуждать к узнаванию материнского голоса и эмоциональной реакции на него (улыбка, замирание или возбуждение и пр.)
  4. Побуждать ребенка к речевым реакциям доступными для него средствами. Способствовать возникновению «гукания».
  5. Овладевать приемами пестования ребенка на основе лучших традиций народной педагогики и фольклора.

Примеры игр и заданий

Кирюшка

У Кирюшки звонкие игрушки:

Колокольчик — «Дон-дон-дон!»,

Погремушка — «Бом-бом-бом!»,

Барабанчик — «Там-там-там!»

Слушают ушки,

Ушки Кирюшки…

Что слушают?

Колокольчик — «Дон-дон-дон!»,

Барабанчик — «Там-там-там!»,

Погремушку — «Бом-бом-бом!».

Вот какие ушки у нашего Кирюшки!

(Л. Павлова)

Зозможна замена имен на Илюшка, Ванюшка, дюшка, Настюшка, Танюшка и др.

Развитие речи

Дочка

Солнышко-солнышко,

Свети-свети в оконышко,

Прошла-прошла ночка,

С добрым утром, дочка!

Скорей глазки открывай,

Голосок свой подавай:

«Гу-гы-гу!», «Гу-гу!»,

Что еще сказать смогу?

(Л. Павлова)

Сыночек

Мой сыночек маленький,

Даже меньше валенка!

«Кхи-ко-кхи!», «Гу-га!»

Вот и все его слова.

Он гусеночком кричит,

Он цыпленочком пищит,

Ты не смейся, дружок,

Скоро будет говорок!

Да? Да-а-а!

(Л. Павлова)

Взрослый прибегает к разным способам социального контакта:

  • визуальному — вглядывается в глазки малыша, наклонившись над ним;
  • вербальному — активизирует малыша речью: называет по имени, интонирует, имитирует звуки голосом; пользуется речитативом, растягивая гласные, и акцентируется на подражании гуканию самого ребенка, дает правильный образец произношения в разговоре и пении;
  • эмоциональному — формирует двусторонний эмоциональный контакт на основе улыбки. При этом ребенок видит меняющуюся мимику лица взрослого, различное выражение: спокойное, радостное, грустное, удивленное и т.п.
Читайте также:  Ребенок в 2 года и 2 месяца говорит 5 слов

Как правило, ребенок улыбается в ответ на ласковое общение с ним. К концу месяца улыбка приобретает яркую эмоциональную выраженность: улыбается все лицо, расплывается в широкой улыбке рот. В эти чудные моменты и раздается гукание как «всплеск» радости, удовольствия и… желания выразить себя!

Примерные игры-занятия

«Где была сорока?»

Задача

Развивать речевой слух ребенка, используя интонационно выразительные произведения детского фольклора.

Побуждать к речевым проявлениям всеми доступными малышу средствами.

Материал

Русская народная потешка «Сорока-сорока».

Содержание игры

Малыш лежит на спине. Взрослый ласково разговаривает с ним, дает образец речевых звуков. Если кроха издает какие-либо звуки, взрослый копирует их, показывая возможность речевого подражания.

Затем вводится потешка. Взрослый произносит ее слова не торопясь, подчеркивая смену интонаций:

— Сорока-сорока,

Где была?

— Дале-о-ко!

— Что делала-а?

— Зерна собира-а-ла!

— Зачем?

— Деток скликала.

Кашу варила,

Деток кормила…

— Где же детки?!

— Кашу съели и улетели!

— Куда улетели?

— Дале-е-ко-да-леко,

Отсюда не видно…

Да-а-а!

Этот речевой пассаж насыщен интонациями, которые должны быть выполнены взрослым ярко, эмоционально и даже артистично. Малыш пока не понимает смысла потешки, но на. выразительную речь реагирует эмоционально. Смена интонаций вызывает слуховое сосредоточение, что необходимо для развития речевого слуха.

Развитие речи

«Динь-динь-динь!»

Задачи

Развивать ориентировочные слуховые реакции, побуждая к поисковым, исследовательским действиям (поворот головы к источнику звука).

Материал

Мелодичная погремушка или колокольчик.

Содержание игры

Слева на расстоянии 50-60 см от ребенка позвенеть колокольчиком, дождаться, когда малыш услышит звон и повернет головку в его сторону. Не показывая малышу источник звука, переместить колокольчик вправо и снова позвонить. Выдержать паузу и вновь позвонить, побуждая кроху снова повернуть голову в сторону игрушки. Повторить всю последовательность несколько раз.

Под конец показать малышу звенящий колокольчик. Его можно украсить яркой лентой.

Особое внимание в играх с ребенком следует уделить развитию тактильной чувствительности ладоней. В раннем младенчестве детская ручка напоминает «птичью лапку» — пальчики прижаты близко к ладошке (это проявление гипертонуса). У младенца сильно выражен ладонный (цеплятельный) рефлекс. Если вложить в ладошку палец, кроха крепко его обхватит и может удерживать даже собственный вес.

Известно, что мелкая моторика пальцев рук оказывает влияние на развитие речи ребенка, потому что зоны мозга, отвечающие за эти виды деятельности, располагаются рядом и влияют друг на друга. Это позволяет понять, почему ребенку необходимы игры на развитие мелкой моторики. Полезно сделать игрушки-вкладыши из разных фактурных материалов.

«Цепкие пальчики»

Задачи

Знакомить с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользящую и бугристую и т. п.

Материал

Две ленты — атласная и джутовая (ширина 1-1,5 см), тонкий шнурок (длина 20 см) с узелками.

Содержание игры

Взрослый накручивает атласную ленточку на указательный палец правой руки (как бы бинтует его), проводит им по тыльной стороне руки ребенка, затем по ладони, задерживая в ней палец. Побуждает малыша крепче обхватить палец, пытаясь его высвободить, но оставляя в ладони ребенка. Аналогично действуют с джутовой ленточкой и шнурком.

Через 3-4 занятия взрослый поочередно кладет на ладонь ребенка ленточки и шнурок, не наматывая их на палец. Малыш обхватывает их, но удержать не может, и через некоторое время предмет выпадает (необходимо поочередно играть и с левой, и с правой ручкой).

Рекомендации по речевому развитию

  • Создавать ситуации, побуждающие прислушиваться к звукам речи.
  • В процессе эмоциональных речевых контактов давать образцы для формирования речевого подражания и освоения звуков родного языка.
  • Осуществлять подготовительную артикуляторную работу: побуждать к гуканию: звукам «кгы», «кга», «г-га-га», «к-гу-гу», возникающим у ребенка на выдохе в моменты высокой эмоциональности.
  • Включать в игры-занятия с малышом не только речевые и интонационные образцы, но и пение: развивать музыкальный слух.
  • В общение с ребенком вводить младенческий фольклор, используя старинные образцы речевого контакта с самыми маленькими — пестушки, потешки, песенки, побасенки, присказки и т. п.

Источник

Что должен уметь ребенок в 2 месяца — развитие в 2,5 мес., режим дня

Новорожденный малыш начинает развиваться с первых дней, и уже к двум месяцам его заметно начинает интересовать происходящее вокруг. Одна из главных задач родителей в это время — наблюдать за развитием грудничка и помогать ему постепенно учиться. Чтобы проследить за правильным взрослением малыша, рассмотрим, что должен уметь ребенок в 2 месяца. Если в развитии заметны существенные отклонения, следует обратиться за помощью к специалистам. Но не стоит паниковать, если грудничок развивается лишь немного медленнее, четкого графика не существует.

Что должен уметь ребенок

Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.

Ребенок лежит на животе

Что еще умеет ребенок в 2 месяца:

  • следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
  • ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
  • чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
  • замечать детали предметов и мамины черты лица;
  • реагировать не только плачем, но и мимикой;
  • пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.

Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.

Из-за более выраженной реакции на раздражители часто родители делают ошибку, стараясь максимально оградить грудничка от всех возможных (например, соблюдают неестественную тишину во время сна). Это в корне неправильно, и вредит психологическому здоровью в будущем, так как ребенок должен адаптироваться к реальным условиям окружающего мира.

Зрение

В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.

Читайте также:  Сколько надо грудного молока ребенку 2 месяца

Ребенок в 2 месяца смотрит на маму

Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны. В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут.

Слух

Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать — он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.

Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:

  • удерживать голову на весу (непродолжительно);
  • подносить руки к лицу — тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
  • отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
  • удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
  • поворачивать голову на голоса, звуки;
  • на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.

Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.

Поведение

В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.

Двухмесячный малыш плачет

Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании.

Как общается двухмесячный малыш

Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации — плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.

Несмотря на то, что малышу еще рано учиться речи, важно, чтобы он ее регулярно слышал. Разговаривайте с ним как можно чаще, с разного расстояния и используя разные интонации.

Рекомендуемый режим дня

От 8 до 10 недель режим ребенка почти не отличается от новорожденного периода, малыш спокоен и тратит много времени на рост во сне. Однако на 2 месяце жизни больше времени грудничок спит уже именно в ночное время, бодрствуя больше днем.

Режим с чередованием сна и бодрствования ребенку в два месяца нужно прививать. Точно так же должно быть установлено время на кормление, развитие с помощью специальных занятий. Четкий режим дня обеспечит малышу эмоционально положительное, бодрое и уравновешенное состояние.

Сон

Чтобы нормально развиваться физически и психологически, ребенок в 2 месяца должен спать днем минимум 3-4 раза. Как именно построить распорядок дня — вопрос индивидуальный, зависит от графика кормления и времени, когда грудничок сам просыпается утром.

Режим сна 2-месячного младенца

На 2 месяце жизни ребенка дневной сон желателен на свежем воздухе. Не переусердствуйте, учитывайте погодные условия и корректируйте время пребывания на улице в зависимости от температуры воздуха. Здоровый сон на свежем воздухе способствует развитию иммунитета.

Кормление

Идеальное питание ребенка в 2 месяца — натуральное материнское молоко. На нем физическое развитие малыша намного лучше, чем на искусственном вскармливании. Первый прикорм сторонними продуктами делать рано.

Правила кормления

В отличие от первого месяца жизни, когда грудничок ест по желанию и сам этого требует, уже можно делать четкие промежутки между кормлениями. Оптимальные временные рамки — 2, 2,5 и 3,5 часа. В норме малыш должен получать от своего веса 1/6 молока или смеси в сутки. Эту цифру следует разделить на число кормлений, чтобы примерно понимать, какой объем питания грудничок должен получить за раз.

Уход

Чтобы рост и психика ребенка в 2-3 месяца были в нормальном развитии, есть способы их стимулирования, универсальные для девочки и мальчика:

  • ежедневные прогулки длительностью 2-4 часа;
  • недолгое, но частое выкладывание малыша на живот для тренировки шейных мышц;
  • воздушные ванны по 5-15 минут в день (ребенок должен быть догола раздет, можно перед купанием или очередным переодеванием);
  • знакомство мальчика и девочки 2 месяцев с разными по фактуре материалами и развитие моторики путем вкладывания их малышу в руку;
  • мануальный уход в виде массажа, поглаживаний по всему телу.

Отдельное внимание уделяется купанию. Достаточно водных процедур раз в два дня в вечернее время. Оптимальная температура воды 36-37 градусов, температура воздуха в комнате для купания — 23-24 градуса. В ванночку с водой можно добавлять отвар из коры дуба, ромашки или лаванды для лучшего сна.

Вес и рост

Есть стандартные нормы развития ребенка на втором месяце жизни по весу и росту. В среднем прибавляется около 800 г, а рост увеличивается примерно на 3 см. окружность головы заметно меняется между вторым и третьим месяцем. В зависимости от темпа роста черепной коробки закрывается родничок. Малый задний должен закрыться полностью к концу третьего месяца или даже раньше.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 2 месяца мальчиков

Параметры мальчиков и девочек не одинаковы.

Пол малыша

Рост

Вес

Окружность груди

Окружность головы

Мальчики

58 см

5,6 кг

39 см

39,1 см

Девочки

57 см

5,1 кг

38,1 см

38,1 см

Визуально грудничок круглощекий и имеет полненькое телосложение. Жировая прослойка будет уменьшаться по мере активности малыша и укрепления мышц. Ближе к трем месяцам ребенок будет выглядеть немного выше и стройнее.

Взвешивайте новорожденного в одно и то же время суток. Нельзя сравнивать цифры, полученные утром и вечером, они не дают объективной оценки. Оптимальное время — утреннее.

График прививок

Чтобы развитие ребенка на втором месяце жизни не было осложнено и замедлено тяжелыми заболеваниями, грудничка следует привить. Вводится вакцинация против гепатита В, столбняка, дифтерии, коклюша и полиомиелита.

Эти заболевания дают осложнения на всю жизнь, приводят к инвалидности и летальному исходу. Не пренебрегайте здоровьем и безопасностью малыша.

Безопасность в доме

Учитывая особенности развития ребенка в 2 месяца, самостоятельно передвигаться по дому или квартире он еще не способен. В этот период придерживайтесь простых правил безопасности — ни под каким предлогом не оставляйте малыша на пеленальном столике или другом возвышении без присмотра.

Убедитесь, что игрушки грудничка не имеют острых углов и краев, мелких отделяемых деталей и достаточно мягкие. Также избегайте использования при ребенке бытовой химии. Моющие средства для детской посуды и кожи, стиральный порошок для детских вещей должны быть максимально щадящими, чтобы не вызывать дерматит и аллергию.

Способы и направления развития двухмесячных детей

Развитие ребенка даже от 2 до 3 месяцев не нужно пускать на самотек. Да, малыш будет взрослеть в своем темпе, но неправильное обращение с грудничком в период самого активного познания нового может замедлить естественные процессы.

Речь идет не об обучении как таковом, от родителей требуется лишь в умеренном темпе помогать развиваться физическим, эмоциональным, психологическим навыкам новорожденного. Есть несколько способов это сделать, но занятия должны быть систематичными, каждый день, не подолгу и примерно в одно и то же время.

Лежание на животике

Это сенсорная деятельность — важнейшая часть повседневной жизни ребенка. Укладывая его на несколько минут на живот, у малыша лучше развивается координация движений, тренируются мышцы шеи, плеч, рук и позвоночника. Одновременно с этим в дальнейшем грудничок учится перекатываться, подтягиваться, ползать и сидеть.

Чтение

Разумеется, читать или даже понимать прочитанное — это не то, что должен уметь человек с развитием 2-х месячного ребенка.

Но читать вслух малышу нужно для того, чтобы он:

  • привыкал к голосу родителей;
  • слышал правильную речь;
  • учился слушать (в такие моменты груднички довольно внимательны);
  • получал задатки языкового развития;
  • развивал память;
  • укреплял связь с мамой и папой.

Не стоит начинать читать при постороннем шуме, так как внимание малыша должно быть сосредоточено на вас. Используйте интонацию, мимику, но не увлекайтесь — груднички быстро утомляются, теряют интерес и начинают капризничать. Достаточно буквально пяти минут.

Прикосновение

Также следует относиться к сенсорной деятельности.

Какими должны быть прикосновения:

  • кожа касается кожи — не через одежду;
  • медленные покачивания и объятия;
  • поглаживания по всему телу, включая руки и ноги;
  • массажи (только после консультации со специалистом, неправильные манипуляции могут сильно навредить).

Благодаря этим простым упражнениям налаживается связь ребенок-родитель, укрепляется психологическое и физическое здоровье, улучшается сон, стабилизируется температура и сердечный ритм.

Движения с ребенком

Неотъемлемой частью жизни и развития ребенка в 2 месяца должны быть движения. Они тренируют вестибулярный аппарат. Цель таких упражнений — не заставлять малыша шевелиться, а двигаться вместе с ним, например, танцевать под музыку с ним на руках. Можно просто не торопясь раскачивать грудничка в разные стороны, меняя скорость перемещения в воздухе. Но каждую минуту нужно делать паузу, фиксировать тело и следить за тем, чтобы ребенок не слишком возбудился эмоционально.

Пальчиковые игры

Зрение грудничка в возрасте 8 недель еще недостаточно развито, и видит он не очень хорошо. При этом ему нравится наблюдать за движущимися объектами, в том числе за пальцами. Не обязательно покупать или шить специальные игрушки для игры (хотя это тоже интересный вариант — кукольное представление), можно просто ритмично двигать руками под музыку или ваши истории, опускать пальцы вниз и поднимать вверх, двигать ими со стороны в сторону в разном темпе, имитировать движение «червячка».

Сюда же относятся и упражнения с пальчиками младенца — трогайте их, загибайте (можно читая стишки), давайте трогать вещи с разной поверхностью, например, ткани и вязку.

Наблюдение за объектом

В двухлетнем возрасте младенец видит на расстоянии 45 см от своего лица, умеет удерживать внимание на отдельном объекте и следить за ним непродолжительное время. С помощью игры это умение можно развивать.

Выберете предмет или игрушку, которая интересная малышу, и держите ее перед его лицом. Увидев, что грудничок смотрит на нее, начинайте медленно перемещать ее в разных направлениях. Очень хорошо, если игра будет сопровождаться вашими разговорами, звуковыми эффектами или песенкой.

Не забывайте развивать и свой навык наблюдения — если ребенок не проявляет никакого интереса к играм и упражнениям, не принуждайте его. Возможно, он еще к ним не готов и нужно попробовать через неделю-вторую. Все зависит от индивидуальных особенностей роста каждого ребенка.

Стоит попробовать специальные наборы (Мир на ладошке или Говорим с пеленок), которые развивают внимательность и концентрацию.

Источник