1 типа у ребенка 9 месяцев
Содержание статьи
Сахарный диабет 1-го типа у детей. Что нужно знать родителям. • ZOJ.KZ
Автор Оксана Фирова На чтение 6 мин. Просмотров 4.4k. Опубликовано 11.01.2018
Диагноз сахарный диабет у ребенка – это всегда шок для родителей. Как правило, первая их реакция – это отрицание заболевания, хочется сдавать анализы снова и снова, лишь бы услышать слово «ошибка». Потом наступает период отчаяния и поиска волшебного лекарства в Интернете, причем подавленным состоянием родителей часто пользуются мошенники, продающие всевозможные БАДы под видом чудодейственного лекарства от диабета. И только потом приходит осознание ситуации. Конечно, сейчас в Интернете очень много информации о диабете, но далеко не всегда это качественный и достоверный контент. По этой причине мы попросили врача-эндокринолога Светлану Анатольевну ФЕКЛИСТОВУ рассказать об особенностях развития и течения сахарного диабета 1-го типа у детей и ответить на самые волнующие родителей вопросы.
Чем отличается сахарный диабет 1-го типа от сахарного диабета 2-го типа?
Многие думают, что сахарный диабет 1-го и 2-го типов – одна и та же болезнь. Это ошибочное мнение.
Сахарный диабет 1-го типа (СД1) – аутоиммунное заболевание, возникающее только у генетически предрасположенных к нему людей, в крови которых присутствуют специфические антигены. При СД1 происходит деструкция (разрушение) бета-клеток поджелудочной железы, которые отвечают за выработку инсулина. Заболевание может развиться в любом возрасте, но наиболее часто им болеют лица молодого возраста – дети, подростки и люди моложе 30 лет. Редко, но все же встречается врожденный сахарный диабет 1-го типа.
При сахарном диабете 2-го типа (СД2) деструкции бета-клеток нет. Инсулин вырабатывается поджелудочной железой, но клетки организма на него не реагируют. Это называется инсулинорезистентность.
У СД 1-го и 2-го типов похожи только симптоматика и некоторые лабораторные данные. Во всем остальном это два абсолютно разных заболевания.
Как развивается сахарный диабет 1-го типа у детей?
Существуют две формы СД 1-го типа – аутоиммунный и идиопатический.
При аутоиммунном СД1 в организме ребенка с рождения присутствуют патологические гены, так называемые генетические мутации. Долгое время они могут присутствовать в организме в «спящем» состоянии. Но однажды, под воздействием какого-то пускового фактора, они «просыпаются» и запускают иммунную систему таким образом, что она перестает различать «свое» и «чужое». Иммунная система начинает активно выделять антитела, которые блокируют работу бета-клеток поджелудочной железы, разрушают их, приводя к абсолютному дефициту инсулина и, как следствие, высокому уровню сахара в крови.
Развитие заболевания проходит в несколько стадий:
1 стадия: наличие генетической предрасположенности;
2 стадия: предполагаемый пусковой фактор. Это могут быть агенты инфекционной природы – энтеровирусы (вирусы Коксаки, Эпштейна-Барра), ретровирусы, тогавирусы и даже простой грипп; или неинфекционные причины – особенности диеты, психоэмоциональный стресс, воздействие химических веществ, токсинов, ядов, инсоляция (солнечное облучение), радиация и т. д.;
3 стадия: отмечаются нарушения со стороны иммунной системы – появление антител к антитегам бета-клеток, инсулину, тирозинфосфатазе – при еще нормальном уровне инсулина в крови;
4 стадия: характеризуется серьезными иммунными сбоями, снижается секреция инсулина из-за развития инсулита (воспаления в островках Лангерганса поджелудочной железы, содержащих клетки, которые вырабатывают инсулин). Нарушается резистентность к глюкозе, но уровень сахара в крови пока остается в норме;
5 стадия: для нее типичны выраженные клинические проявления, т. к. 80–90% бета-клеток уже разрушены;
6 стадия: тотальная гибель бета-клеток. Эту стадию еще называют тотальным диабетом. Течение СД становится неконтролируемым, что грозит развитием тяжелых осложнений – ДВС-синдромом (нарушение свертываемости крови), отеком коры головного мозга и диабетической комой.
Идиопатический СД 1-го типа встречается крайне редко. При этом варианте нет ни аутоиммунных маркеров, ни явных генетических мутаций, семейный анамнез не отягощен. Другими словами, нет никакой объективной причины его возникновения. В медицине вообще все заболевания, причины развития которых установить не удалось, принято называть идиопатическими.
Можно ли предусмотреть и предотвратить развитие СД 1-го типа?
Предусмотреть СД 1-го типа можно, если это аутоиммунный вариант, но предотвратить его нельзя. Существуют диагностические аутоиммунные тесты, которые выявляют наличие антител к бета-клеткам. Но! Во-первых, невозможно спрогнозировать, когда точно разовьется СД1. От начала аутоиммунного процесса до развития заболевания у кого-то может пройти несколько месяцев, а у кого-то – 10–15 лет. А во-вторых, это довольно дорогостоящее обследование и проводить его здоровым детям нет смысла. Даже если оно покажет наличие антител, то мер профилактики СД1 не существует.
Обычно эти тесты проводят уже по факту заболевания для установления причины его развития (аутоиммунный или идиопатический) и определения количества выживших бета-клеток.
Симптомы сахарного диабета 1-го типа у детей. Что должно насторожить родителей?
В отличие от СД 2-го типа, 1-й тип диабета имеет острое начало и ряд симптомов, которые родители могут заметить:
- неутолимая жажда, ребенок часто и много пьет (в медицине это явление называется полидипсия);
- частое и обильное мочеиспускание (полиурия);
- повышенный аппетит (полифагия);
- потеря веса (резкая, ребенок просто тает на глазах, несмотря на повышенный аппетит);
- мышечная слабость, вялость;
- сонливость, снижена активность ребенка.
Все вышеперечисленные симптомы – это повод для незамедлительного обращения к врачу. Чем раньше, тем лучше. Развитие СД 1-го типа у детей имеет молниеносное течение, и они очень быстро могут впасть в кому.
В каком возрасте чаще всего развивается сахарный диабет 1-го типа?
Редко СД 1-го типа развивается у детей младше 5 лет, и это большое облегчение, потому что в противном случае мы теряли бы много детей. Дело в том, что у маленьких детей даже ОРВИ может протекать с симптомами сахарного диабета. При высокой температуре ребенок такой же вялый, так же много пьет и ходит в туалет. И никому не придет в голову измерить ребенку сахар. К тому же, учитывая любовь многих мам заниматься самолечением ребенка, картина сложилась бы очень печальная.
Чаще всего манифестация (появление первых симптомов) диабета приходится на дошкольный и младший школьный возраст – 6–7 лет, препубертатныйвозраст – 10–11 лет и пубертатный период – 13–16 лет. Это наиболее опасные возрастные периоды, если говорить о СД 1-го типа.
Диагностика сахарного диабета 1-го типа
Как правило, диагностика СД 1-го типа основывается на анамнезе, жалобах и на данных лабораторных исследований, которые включают в себя: уровень глюкозы в крови и уровень глюкозы в моче. Но еще раз напомню, что СД 1-го типа у детей развивается молниеносно, поэтому при наличии симптомов нужно срочно вызывать бригаду «скорой». У этой болезни нет времени на то, чтобы ждать следующего утра и идти в лабораторию сдавать кровь натощак.
Похожие статьи:
Моя болезнь многому научила меня…
Сахарный диабет 21 сентября 2005 года. День, который четко разделил мою жизнь на «до» и «после». Им…
Летнее меню для диабетиков
Диета… вас раздражает это слово? Если нет — замечательно, значит, вы, наверное, уже подружилис…
Сахарный диабет — «сладкий» недуг
По статистике, от сахарного диабета на планете страдает около 230 миллионов человек (6%), в России –…
Цитокинотерапия при синдроме диабетической стопы
Синдром диабетической стопы является одним из тяжелейших последствий сахарного диабета и основной пр…
Глюкометр: сам себе контролер
Еще несколько лет назад, чтобы узнать уровень глюкозы в крови, нужно было отстоять огромную очере…
Поражение глаз при диабете
Ни для кого не секрет, что наука движется вперед семимильными шагами. Не является исключением и меди…
Страницы: 1 2 3 4
Источник
¸$ªA)é;Òi©ï7Õ
SîYæÉqùèj¼2î.¬¼ |óUy=Øõ
ô 4Þ¡Ýq¹qóúÿº«ê
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
[ 7 0 R]
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
>
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
[ 14 0 R]
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
>
endobj
16 0 obj
>
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>
endobj
20 0 obj
[ 21 0 R]
endobj
21 0 obj
>
endobj
22 0 obj
>
endobj
23 0 obj
>
endobj
24 0 obj
>
endobj
25 0 obj
>
endobj
26 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 27 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 1>>
endobj
27 0 obj
>
stream
xÕÉn7önÀÿÐGH¸/¡î4äàáI2>$t¿>>ÅÇ»«)ÁÀ[Õâòö¬ûó_¾þöùËËáááþüòòùË¿ý×áÓýåÛËË·?~¹ÿø¿ÿüzÿÓçß¿þùùåë·?O§Ãåñz¸||ÿîþY¸8|üíý;~`á?H®çÒ-J¨ÃÇ?Þ¿cßá¿¿¿÷éN|øåðñïß=
ɰ@%øây=ëÓÝ¡{xúñz8ÜÿþxýÇã(dbñ âôÂ:XgipÉ&Ô#òétð»bÉ
èþYuãÜ,ÜÅîüptwÖ°â𡳣±F,{Çcý»ÄäX«KºÑP’6H. Q:DRK /!wtþa3Svf
v
¯Ø
OñF°@
ÞPCËEü|Çòîç|
5ðcx7Bǧ
Îòô» ¼~u»Iãd
9×±jqÕ£±A×$
ñN-Ã?ü*»ÛéäÂ7[?¡g¯çXüí˧;+GLcAë$gìrNTky¥ôlÎ] luSH{´qdÛ¡Q`hê±~dC9X^1ÆgCIÄÙt`ÜY¶/ÚÍ,©Èºg$J»HªÐY¡Ý9j~f¨ðãÂIÏ6|>ü|[_O>Îø#Ò=ß³A5&..c_* (ô¨§Ñp-¢¡£Ãå##/Qz¼âcü6~£D.ÌÑixz4¢ÂG* Ú&ÑêÜ£>Ó!¿
Êï,½#ô=Æ©0EniÀdÎü
½È9qáE$ÏúlO|©H§0¾óÌèE°üz
Ť÷*-ñitAQȳ.HøQ°nEÔ}w©þ°1 ,ý´
søZ×=Ó,7Ó¸F[)ãÃ4fÖGvtE*77`d1KW}Ôaµ,üÈÓÑF:Â!L=4tj×Z×uXãzΧÑ
Î9bNGñeåÍêDNqâ2¡>F,²»&ÒqܸUÏ|¢°kÛEò^ÔSm)Õ»=YÕ¨XJ¯y`6 Q¨vìºÈêVÄ. (Ë>å|Òn.pÊwLøJPö]©¾éJ
SKÏÙ¢ÑlÒ3váèjϦ0^Ïûz»}Ìm^LX1|y_Ùc÷1ÈÏèâË£FÙp9è¦Þ~Vaª¶Î$&ÎEH§@+hMÚD³ÄB(Ũy
0å~ëXKÖLÈ+2¤íj`Jg>Ý
S.éC¢·ÒFl’pOQ©REÜλôN-âÇho ûÉ iÝÂöÂs.µcP;(Áå9ºh´B×ÓÕ$’% ñÇØ¹®ØßzpoRßÍ)ÒÁÎÙÕL³ß+üuyAIÞG’1y,Þ»$zY
õ¯÷î(2ïÍék8Ð=ÛÝ3d¯Ò¾eÓàgn(
á069Q¬SeªEVǤ(zÉÞ_óÄs$ º§«÷³
ê&Ãyôª¯u4[óÿSåð+«#dÅs쬯ÑíâòU0~Þµ;5:î¸Ç
Áºø'(¦Æ»´ÏåÒDâ+Õd,&ÒEgL^ªÂTv2*XYc-KT/H&µ¥%ÆÍ@K¿Fñ«iD ÿxæw*¸ÌAJI
úÜÄ¢ªð¼&¦6äzz)àË:³¸F«È?ÏÓůåµÑå+¦,²¦ÍÎ+>®¤±Jîj¿©
7l³
º1¸c9mh¸WUÑòpdPÂ*ÏNR¸EY²F.ëÖ9R-oxXq@#õSv¦@¡4,ú634!ŰÀ A£¸_ÜêR§
¾ÃUä÷ê½ÌBí¤Ù6¸kß]oÎgÏ;¾§¨{
4Û»28m¡Ûá
7îT×xJ©¤4%É&©ßVu»¡©)V
ÄlèÆB
m7ÄuMjd$ µ=0Û¸¨ç¾upÜÑÚºo{Ó}C½’dÒ*8I#{î[»ì¾£ï& $v w>ªTµû¤ozSȼ(ÜÓ¾bB~kÛ~*!mkÈ5-ò`@,Ýv2[IjHom¿_¶u¬ª’êh.¬*ÑâöÏsJ©M4ø¯’:~}µîå½!v³ÂÛ2Îa!O/Öµ{|÷°Î½
?÷1j¡ý[í¶ÇXã ôÅÖI¼4g˶X²MF»6|l®²*ó^c?S5ýá¬vì1ßÎsB¶ÓÛÙ7
ªÍÒrì*ϧAê~þ^iòH_xÜÉÉ5ñß»ï|R.VoÐÏ·gj·z¹5´éäÔ3t)c2³
ßYEHð3«Ðâl×»Á`»(%Ñ5åMÖÁo*ÝÞ4í¦·Ùé=õ³l©Þæîá[õ+2vÞηÈÔµÉÛ,F×ëTùÈ2jCñÖp2kæÔ¥ºiRíMXÅÖ£=¥Hzòð(¥Â±¥e¿w¤2ì)è¤n{~ÐèÜÜeõÏ4/1ÓlÓ²ðW+k¯»nsÛ cå Kvï`]Ø«rÐitðÑ,VniÊ¡~!wC=¾ò¦0¥Kzå6~&ªÎVðCÄ»ù[ZAÔ ©mNgH,°WÝÅç_¡#èAÇ£ÇTòì:¥V+ÁLoVÒC»Á{J5e»æSÈÅv¬
hYÌsrY.Å¡È*ëʺTHDr2Å ´ô¾]ÛØ ËAË®W¬Kç¢S>÷7gÒ¤§lk
ÞýmxÆG¬ÇΦîJô-rmt=CKê_.Ýk=ùcò¢_)®Ó7,C¤¦
0¹;îΣúΤ4èWUK¬¡ôÏPÁë^_éã!}3¬+}*jfêUòä4î¨U
Iά²Õ’Rö¢íj¨2>[·8ã´ÈGoø0.¥Åü¿¾©f×Çì!¢H¦!Û8-c>1êæ
Qß;Ôlú _cEÇ6Uù½dà;^îøÍÔaÁx{§¾¶-ë±é´güªÖ%1¦¬6eÞÒ±³U(å âüQ õä·l+X·Î´P&1¬¯ß-NØ-õ±QǨI§²D£¤ñc{rTÝÒ¾`/DUFBq¢^#ÊYÞÊ@As·ëXÇV[1{0£ûÒ¹èe[gGÏ !ca.w}IçØgÃWÅ8töAÙæoºÍÛé]_Î%
E
Ó&ÍAkt¼GjÖPYÆ)ÑÒéSÌÁY4±ùW*fS¤è¤K lUõx-åÌT§«or×»b¾ÙAÖ8§±oÐsO[kP³ñW`ƾ۹Ä]ªú*hKk¶EéKuWâN£å
xƦ) 7J]²kÄüÜãNKDW©üÈË$®d>2¤ÿ$õSë½»
#ðàØ,1:G WÀegC³¡
#sóRÓ¼Pó¹å»´ÕêjÛðnbfä¨Uk¹¼¦jQæa9@Êd·ò»ýÞbó» É JX¬oøÚi²¶iÛ}õx¦GB¸1.Ë¢þå^㽬}~ ®µ«Ü¤
~ÌWSI¥ÇdëÍÄ#¯Ï]K’ý}ÿA7Óp¶ÇaÜy;eæ-âZÊíM-/ÈTºV-ü¤N92Dñ°DÂUëÇÅôjP9ãªÄÀ!ÁªÕVÍ[#
¼±Ò-òñK×¢WÔà¼â!UxT+¦wT÷â+Dº^@#WFm 4ìÚVwÂ
§¡³rqhwÚFÁ§¨:Úb ÎkE43oFÓЩ÷¼¡iîF¦$Y¯wË)³Dؽ¥²Ý¢ßfZTsLÄâýþMân¨l!¾eçÝ+º0|ËM2vüê½;|¡µÁKçe*ý~N¥Þè(ÍL¹rgwðNaÇm’sðõ)£ C!LAqnÇ_Êbx÷·XôYdù@ðol5íÛÒðî° ³%Tã>mtÙUBÍ]yÚ±xÛO3=sø13Ò£ RnKÞ ß¾EDk
9èä;¯kSPnïu-í] g®&ÆäЩbàöÞ
âí¢^J²®¸jSâèbx
(:üc:a¬bûº¶GqX:¨ÒaÑ%§ÒÝhÁ-ÔâÉc~¡J*tòâΪ³óåM+q0©c°bgKdå#ú
ÞÇpj2V|8j¸»¬ïðó`¦upÞ}¸ËV2{·’ÊÆÀæ°&aÝî¨sRÉàÝ
=@F Þ ßÜ$Ó|çã9hÿd%ò¹x.:’ê#UZÝ Xn¥ÒiË»§f¨Å ä
OJ÷ìæv+/A]ß £Cây=îUN0f[ÙWÍÊT³ÕX¥5ôq
dÃ(D¹ý?úå¢
endstream
endobj
28 0 obj
>
endobj
29 0 obj
[ 30 0 R]
endobj
30 0 obj
>
endobj
31 0 obj
>
endobj
32 0 obj
>
endobj
33 0 obj
>
endobj
34 0 obj
>
endobj
35 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Annots[ 44 0 R 47 0 R 48 0 R 51 0 R 54 0 R 56 0 R 57 0 R 60 0 R 62 0 R 63 0 R 65 0 R 70 0 R 71 0 R 74 0 R 77 0 R 78 0 R 80 0 R 81 0 R 83 0 R 85 0 R 86 0 R 89 0 R 92 0 R 99 0 R 101 0 R 111 0 R 117 0 R 124 0 R 127 0 R] /MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 36 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 2>>
endobj
36 0 obj
>
stream
xÍKܸ¾ðÐÑ{
ßAÝ=íE,°HæÖØÃÀñ:>ìx±CòïçT¥¦J4GYÄF».)êûXuüãõë¯Ï^»ûãëëó§}þgw½?}{}ýöÛ/÷OÿùýóýÏÏ_¾¾ÆN½ª{úíý;Ö}ñÿüøþÝõüáîé¯ïß]c¯`j%x?rØêú¡²Ýå§s×ÝÿìGøÓù/»ÿÛóËîÿï^¾½|þiì¸êBÃVô﬽°ïàñѽ{Ê}>ºî¥Üë|þ«=Ü
wu ÅÑ08+CÕ#}¡îA÷ÜuaÕÐêþñûóˤQâQJÑ+3M:Ê7oTNìFÜ;áßÅAû·{
;?¹F1Æä³ù÷ô³0Ç(¢Á½Yé>º»blT»N¹JafÓ½hTôL+0/³Û3ôÖ ÎänªÆ±g¶YU ºpñjt8ØèeeZeÓ=4uLa¨Z
øû_ò§¿ÿXÃ
[Í
æ’ë¦
Источник
Развитие ребенка в 9 месяцев
Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии?
Физиологические изменения
- Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
- Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
- Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
- У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.
Физическое развитие
В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.
Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.
Что малыш умеет?
- Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
- Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
- Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
- Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
- Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
- Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
- Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
- Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.
Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:
- Не удерживает равновесие в сидячем положении.
- Не переворачивается и не ползет вперед.
- Не пробует снять шапку и пить из чашки.
- Не стучит одной игрушкой о другую.
- Не повторяет слоги за взрослым.
- Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
- Не сердится, если отобрать игрушку.
Занятия для развития
- Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
- Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
- Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
- Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
- Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
- Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
- Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.
Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.
Уход
Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.
Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания, как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.
С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).
Режим дня
Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.
Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.
Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.
Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.
В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.
Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.
Подробнее о питании крохи читайте в статье про меню ребенка в 9 месяцев.
Обычный день
Каждый день с малышом в возрасте 9 месяцев преисполнен интересных моментов. Само собой, что у разных детей режим дня будет отличаться, но для понимания, каким он может быть, мы предлагает примерный распорядок дня с девятимесячным ребенком:
Частые проблемы
- Страх перед чужими людьми. Это абсолютно нормальная реакция ребенка 9-месячного возраста. В присутствии незнакомцев дети в этом возрасте отворачиваются от них, плачут и тянутся к маме. Также нормой для деток 9 месяцев является отрицательная реакция при уходе мамы.
- Боли, повышенная температура или другие отрицательные реакции на прорезывание зубов. Довольно часто зубки у грудничка режутся с появлением таких симптомов. Для их облегчения родители пользуются охлаждающими гелями, прорезывателями, жаропонижающими препаратами.
- Отказ пробовать прикорм. Многие детки предпочитают мамино молоко разным блюдам прикорма, что очень расстраивает и беспокоит родителей. Заставлять кроху пробовать прикорм насильно нельзя, но и переставать предлагать новую пищу тоже не стоит. Поэкспериментируйте со вкусами и внешним видом пищи, а также убедитесь, что малыш проголодался и в комнате не слишком жарко.
О важных нюансах развития ребенка в 9 месяцев смотрите в следующем видео.
Советы родителям
- Позволяйте малышу 9 месяцев развивать самостоятельность. Давайте крохе в руки ложку, когда кормите ребенка. Пусть малыш пробует умываться, снимать одежду, выбирать игрушку или книжку, с которой хочет поиграть.
- Следите за осанкой ребенка во время сидения. Хорошо, если малыш будет сидеть в специальном стуле, в котором его позвоночник не будет искривляться.
- Позаботьтесь о максимальной безопасности ребенка. Спрячьте и уберите все опасные предметы, до которых может добраться малыш. Пусть на краю стола не окажется ножей и чашек с горячим чаем, все розетки будут закрыты заглушками, а коробки и банки с бытовой химией надежно спрятаны под замок.
- Деткам в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому во время уборки можете дать карапузу тряпку, а во время приготовления обеда – поварешку.
- В каждой комнате, в которой малыш проводит время, выделите место для игрушек или других предметов, которыми ребенок сможет поиграть. Для детских книг оборудуйте низкую полку, чтобы малютка мог самостоятельно выбирать для себя книжку. Игрушки стоит складывать в небольшие контейнеры, позволяя ребенку копаться в них в поисках самых любимых и интересных предметов.
Разнообразить ваш день помогут игры по методике «Маленький Леонардо», которые показывает в видео Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.
Источник